Поддержите восстановление Христо - Рождественской церкви

Поддержите восстановление Христо - Рождественской церкви
159 человек поддержало
Следующая цель - 500 подписей
Когда инициатива наберёт 500 подписей, её дополнят профильные эксперты и подготовят для включения в «Стратегию развития»
Голосование завершено
Автор: Маргарита Менькова
Локация: Шексна

В северной части нашего поселка пока ещё видны остатки Христо-Рождественской Запогостской церкви, на противоположном от пристани берегу залива реки Шексны. Здание сильно разрушено, колокольня чуть наклонилась к воде, половина её недавно рухнула. В 2012-м году известный режиссёр, Алексей Балабанов, снимал здесь последний в своей жизни фильм "Я тоже хочу". Запогостская церковь в фильме сыграла роль "колокольни счастья". Наши жители любят делать фото церкви, но далеко не все знают её историю. Давайте попытаемся это исправить, заглянув в далёкое прошлое...

Село Запогостье принадлежало Кирилло-Белозерскому монастырю, то и первые сведения о церкви в Запогостье мы находим в документах монастыря. В дозорной книге 1615 года среди сёл и погостов в вотчине Кирилло-Белозерского монастыря по Белозерскому уезду читаем: «В Запогостье, на речке Чуровке – церковь Рождества Богородицы и церковь Рождества Христова с трапезою»

После Смутного времени начала 17 века, когда поляки, литовцы и «воровские люди» наводнили весь Белозерский край, вотчина Кирилло-Белозерского монастыря была сильно разорена. Но постепенно жизнь в крае налаживалась, и многие деревни были заселены вновь.

В 1665 г. в селе Запогостье значилось 682 человека, из которых 341 – мужского пола 15 лет и старше, а из переписи 1678 года мы можем узнать, что в селе было 110 дворов.

В извлечениях, составленных Е.Е. Замысловским из переписных книг 1678 г., указывается, что в Сиземской волости, в Запогостье – вотчине Кириллова монастыря – погост, а на погосте стоят две церкви: Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Также на погосте есть келья, а в ней живет просвирня (женщина, пекущая просфоры для богослужения – прим. авт.).

Таким образом, на месте нынешней каменной полуразрушенной церкви в 17 веке стояло две деревянные. Одна из них – Рождества Богородицы, имела равноширокие помещения и вписывалась в прямоугольник. Алтарь церкви Рождества Богородицы был 2,84 м. в длину и 8,89 м. в ширину, молитвенное помещение имело размеры 8,53х8,89 метров, в западном прирубе располагалась трапезная, размерами 9,24х8,89 метров. Из данных замеров следует, что церковь была шириной почти 9 метров, а в длину – около 21 метра.

У деревянной церкви Рождества Христова, в отличие от первой – был более узкий пятистенный алтарь и шатровая колокольня. Церковь Рождества Христова состояла из алтаря (4, 92х5,90 метров), молитвенного помещения (7,46х8,74 метра), трапезной (8,53х8,74 метров) и паперти (2,80х8,74 метров).

Интересный факт можно почерпнуть из этих обмеров церквей, которые были произведены в 1773 году. Трапезные по площади превосходили молитвенные помещения в 2-2,5 раза. Это указывает на их большое общественное значение: там происходили мирские трапезы и сходы, составлялись документы, хранились волостные архивы и казна. Отмеченная особенность характерна для большинства деревянных церквей Севера.

Каменная Христорождественская Запогостская церковь основана в 1802 году и была приходской церковью Запогостского прихода Череповецкого уезда Новгородской губернии, то есть относилась к Новгородской епархии.

Запогостский приход располагался на пространстве в двенадцать вёрст.

По сведениям Н. Богословского, по состоянию на 1863 год во владении причта было более 43 десятин земли. При церкви имелось кладбище. По земле, принадлежащей приходу, протекали две речки на протяжении трёх вёрст, обе мелкие, которые впадали в реку Шексну. Приход располагался при просёлочной дороге, на расстоянии пятнадцати вёрст от Вологодской большой дороги, ведущей к С.-Петербургу. Запогостский приход граничил с Устье-Угольским и Чуровским приходами.

На содержание причта тратилось 336 руб. в год. Доход прихода составлял от продажи свеч – 14 руб. 56 коп., кошелькового и кружечного сбора 120 руб., от продажи хлеба, жертвуемого прихожанами в церковь и отдачу в наём лавок – 225 руб.

В приход входило 39 деревень, в которых было 428 дворов. Прихожан – 2565 человек, из них мужчин – 1255, женщин – 1310. Богослужения проходили в каменной церкви и в четырех деревянных часовнях. Первое и ближайшее селение от церкви – Починок, потом – Дроздово, Овинцы, Палшма, Дураково, Сельцо и другие. Дороги во всех деревнях проселочные; избы курные и белые. В приходе была одна школа, в которой обучалось 10 мальчиков.

У Христорождественской Запогостской церкви было три престола: Рождества Христова – главный, Рождества Пресвятой Богородицы и великомученицы Параскевы Пятницы.

По спискам населённых мест Череповецкого уезда Новгородской губернии 1896 года в Запогостский приход входили деревни Чаромской волости: Соболино, Квасюнино, Синицино, Репино, Андруково, Голодаево, Окоемово, Аксеново, Синцово; Починковской волости: Большая Сосновка (Окоемовская), Рыбай, Еремичева Божа, Сямичева Божа, Туриченкова Божа, Иванкова Божа, Большая Дьяконовская, Верещагино, Курган, Фертистово, Черепаново, Болыкино, Гнивашево, Большое Кистенево, Малое Кистенево (Дураково), Овинец, Малый Починок, Дроздово, Большое Зайцево, Тресино, Малое Зайцево, Сопятка, Ильинская, Перхино. Иванцево, Михайловское, Пестово, Сельцо, Обухово, с. Запогостье (погост), пос. Мыс.

Ярмарки и торжки в селе Запогостье проводились несколько раз в году, были известны за пределами края и привлекали широкий круг купцов. Обычно ярмарки приурочивались к местным храмовым праздникам. В Запогостье они проходили 1 июня (14 июня по новому стилю), 8 сентября (21 сентября по н.ст. – в Рождество Пресвятой Богородицы) и 28 октября (10 ноября по н.ст. – в день памяти великомученицы Параскевы, нареченной Пятница).

Известно, что в 1889 году службу в Запогостской церкви отправлял священник Кирилл Федорович Соболев, который в то же время был благочинным 2-го округа Череповецкого уезда.

В 1896 году в селе Чуровском был открыт приют для детей бедных родителей и сирот духовного звания Череповецкого, Кирилловского и Белозерского уездов. Одним из воспитанников приюта был Василий Рябинин, который впоследствии стал служить священником в Христорождественской Запогостской церкви.

Когда епископ Мисаил в августе 1899 года проезжал мимо Запогостской церкви, то священник Василий Рябинин был удостоен аудиенции епископа.

Известно, что в 1915 году настоятелем храма был священник Алексей Константинович Тюльпанов. Он преподавал Закон Божий в Запогостской школе, которая располагалась на правом берегу реки Чуровки, а жил священник в деревне Дроздово. После октябрьского переворота 1917 года его дом заняла Запогостская начальная школа.

В двадцатые годы прошлого столетия Запогостская церковь вошла в обновленческий раскол. Лояльность обновленческого духовенства к советской власти не спасла церковь от закрытия в 1930-е годы. К моменту закрытия храма в приходе было 11 часовен.

В начале 30-х годов по всей России взрывались тысячи храмов. Беда не обошла стороной и красавицу пятиглавую Казанскую церковь в селе Никольском. Вот что вспоминали очевидцы о разрушении церкви: "Настало короткое северное лето. Вокруг храма собрался сельский люд. Бабы голосят, испуганно поглядывают ребятишки, мужики деловито переговариваются. Но вот все разом замолчали. Здоровенный детина взял толстую веревку и полез на крышу церкви. Добравшись до крестов на малых куполах, он начал их спиливать. Упал на землю первый крест. Бабы тоскливо завыли, осыпая нехристя проклятиями. Упал второй крест, третий. Снос главного креста вандал не осилил. Спилить его взялся другой молодой сельчанин Михаил Уткин. Он взобрался на центральный купол. Взял пилу, и вдруг из надписи узнал, что крест этот ставил его прадед. У парня опустились руки. Он молча слез и сказал землякам: «Мой прадед строил, не мне разрушать». «Ты - трус!», - крикнул ему один из мужиков, полез наверх и спилил последний крест. День был жаркий. И тот «смельчак» решил искупаться. Нырнул в речку. Прошла минута, две, три, а он все не показывается из воды. Тогда все поняли: дело неладно! И кинулись за баграми. Через некоторое время выловили из реки его бездыханное тело."

Так Божиим соизволением на глазах у людей был наказан один из многих тысяч разорителей храмов.

Удивительно, но сходная история произошла, когда снимали колокола с церковной колокольни. "Один из сельчан вырыл огромную яму, в которую собирались закопать колокол. Почва не выдержала и погребла богохульника под обвалившимся земляным пластом. Вытащили его уже мертвого."

Когда храм, наконец, оставили в покое, изуверы, по воспоминаниям очевидцев, принялись за старое церковное кладбище. Кладбище, на котором упокоилось много родственников и земляков, по их мнению, подлежало скорейшему сносу. Там, где сейчас находится алтарь нового Казанского храма, - несколько десятков могил рода Спиридоновых. А много лет (в 60-70-е годы) на этом месте была танцплощадка! Молодые уроженцы Шексны даже не подозревали, что веселятся на костях своих предков.

Все надгробные памятники пошли на фундамент сельской катавальни. Один житель умыкнул себе несколько памятников и пустил их на фундамент собственного дома. Справив на широкую ногу новоселье, хозяин потерял сон. Все ему мерещились покойники, которые кричали и стонали, тревожа его по ночам. Вандал-неудачник не выдержал. Раскатал бревна дома, вытащил камни-памятники и свалил их на ближайшем поле. Через много лет, в начале 21 века часть камней была найдена и установлена на специальном постаменте возле руин старой церкви, как память о нашем духовном падении. Некоторые памятники обнаружили родственники усопших, забрали их с оскверненного кладбища и перевезли на новый погост.

Эти истории рассказывали несколько человек. Но единственным очевидцем событий, дожившим до наших дней,была Евфалия Изосимовна Владимирова.

Достоверно известно, что из причта Запогостской церкви в жернова сталинского террора попал дьяк Быстров Федор Петрович, 1865 года рождения из деревни Курган. Он был осужден в 1937 году Тройкой УНКВД Ленинградской области к высшей мере наказания.

В течение столетий на церковном кладбище хоронили особо знатных людей. В годы войны здесь же нашли последний приют советские воины, умершие от ран в эвакогоспитале. Сначала на каждой могилке был памятник. По воспоминаниям В.А. Водопьяновой, за могилами ухаживали, а во время войны даже было установлено дежурство по кладбищу.

Отгремела война, госпиталь закрылся. Здание церкви разрушалось всё больше, а вместе с ним и кладбище.

Перед строительством Волго-Балта многие останки военных перезахоронили в парке Победы. А старые могилы остались.

Из воспоминаний Клавдии Ефимовны Шишовой: «При строительстве Волго-Балта, до затопления местности СУ-419 должно было укрепить берег вокруг церкви и кладбища плитами. Но заказчик этого не потребовал, хотя все понимал, что вода подойдет до самой церкви, и берег будет подмываться. Слышали мнение: пусть падает церковь в реку, кирпич ляжет на дно, судоходству не помешает…».

"Святые места Вологодского края". Работа учеников О. Н. Червяковой

Поделитесь этой идеей!