Возрождение уникального рогового промысла

Возрождение уникального рогового промысла
36 человек поддержало
Следующая цель - 500 подписей
Когда инициатива наберёт 500 подписей, её дополнят профильные эксперты и подготовят для включения в «Стратегию развития»
Голосование завершено
Автор: Людмила Зарубалова
Локация: Устье

Вы когда-нибудь видели, как переливается на солнце выполненное из рога изящное изделие? Это желтые, светло-коричневые, бежевые оттенки. Они прозрачны и теплы. И на ощупь рог теплый. Мастера из Кадниковского уезда (ныне это территория Усть-Кубинского района Вологодской области - Устьянщина) изготавливали украшения по оригинальной технологии.

История промысла уходит корнями в 30-е годы девятнадцатого века. Крестьянин Глинкин из Филисова жил в Петербурге и освоил профессию роговщика.

Вернулся в Филисово уже зрелым мастером. На берегу реки Кубены вываривался рог крупного рогатого скота. Обрезались кончики рогов, и в цехе под прессом рог превращался в пластинку. Ту самую, которая играла теплыми оттенками цвета. Изготавливались шкатулки, прекрасные гребни, подсвечники, ложки, вилки, аптекарские инструменты, мебель... Популярность изделий из рога была столь велика, что на всероссийских ярмарках по объемам продаж он всегда превосходил знаменитое вологодское кружево. Купцы и ремесленники получали серьезные прибыли и богатели. В 50-е годы ХХ века пластмасса вытеснила некогда уникальный промысел. Для его восстановления предполагаем создать Центр истории купечества. Проект вполне прибыльный, так как Устье стало одним из туристических центров Вологодской области. Освоены исторический, православный, информационный туризм. Но есть еще ниши для создания новых маршрутов. Проект рассчитан на три года и предполагает полную самоокупаемость. Центр села - музей под открытым небом.

Село Устье образовано из собственно Устья, деревни Лахмокурье и слободы Петровка. Первое упоминание деревни Лахмокурье датировано 1486 годом. Название, возможно, означает «залив, в котором водятся лещи». В XVII веке деревня принадлежала Спасо-Каменному монастырю. В писцовых книгах за 1570 год упомянут торг Устье. В документах XVI века упоминается Петровский погост, а в XVIII веке село имеет 2 названия: «…с. Устье, Петровская слобода то же, принадлежит графу Воронцову». К концу XIX века все три селения уже считаются одним селом Устье.

Жители села занимались кружевным, сапожным, гончарным, столярным, судостроительным промыслами, охотой и рыболовством.

В начале XX века в Устье работали 5 лесопильных заводов, стекольный завод торгового дома Никуличевых, 3 маслобойных и маслодельных, клейный и кирпичный заводы , 4 синкалевых завода. Особняки, построенные в ХIХ веке, стали гордостью купечества и выглядят как зАмки. А купечество - это еще и большАя сознательность. Именно купцы честно докладывали о своих налогооблагаемых доходах. Это позволяло им сохранять заявленный статус и получать льготы.

География проекта: село Устье Усть-Кубинского района Вологодской области

Целевые группы проекта: Многодетные семьи Территориального центра социальной помощи семье и детям города Вологды. Учащиеся 5-7 классов Усть-Кубинского центра образования.

Проблема касается учащихся средних общеобразовательных школ, которые пока не осознают важность укрепления исторической памяти малой родины и нашей страны в целом. В общей сложности в проекте будут участвовать 198 детей. Наблюдая за учениками общеобразовательных школ в течение последних десяти лет на проводимых для них мероприятиях, получилось сделать вывод, что круг интересов детей всё время сужается. К сожалению, они увлекаются только интернетом и телефонами. С помощью волонтера О.А. Мелковой проведено исследование группы школьников из средних классов Усть-Кубинского центра образования, и мы выяснили, насколько им интересна тема, предлагаемая нашим проектом.

Цель проекта - создание Центра истории купечества в селе Устье Усть-Кубинского района Вологодской области.

Качественные результаты и способы их измерения: В результате проекта получим поддержку со стороны дирекции Вологодской областной картинной галереи, Администрации Усть-Кубинского муниципального района, педагогов Усть-Кубинского центра образования, что позволит проводить работу в выбранном направлении на протяжении последующих лет. Измерения предполагаем проводить с помощью интернет-опросов, интервьюирования и личных распросов.

Задачи проекта: Получить поддержку со стороны дирекции Вологодской областной картинной галереи. Провести организационную работу с классным руководителем класса О.А. Мелковой. Провести организационную работу с руководителем Вологодского центра социальной помощи семье и детям.

Приступить к приспособлению помещения под будущий Центр.

Продолжить работу, начатую ранее, по укреплению интереса к истории села, всей страны в виде интерактивных программ, мастер-классов, квестов.

Дальнейшее развитие проекта: Центр истории купечества планируем оформить как самостоятельный значительный объект для дальнейшего развития традиций и культуры Устьянщины. Проект будет продолжен на территории Усть-Кубинского муниципального округа. Посетителями вновь открывшегося Центра истории купечества будут туристы со всей России. Постоянными участниками станут учащиеся Усть-Кубинского центра образования. Поддерживать работу Центра истории купечества будет команда волонтеров и постоянных штатных работников. Откроется мастерская по изготовлению изделий из рога. Сырье для них можно купить, так как есть и предложения по цельному рогу, и предложения по фрагментам рога. Мастерскую в помещении Центра купеческой культуры будем содержать за счет самоокупаемости. Предполагается издание «Всероссийской купеческой азбуки». Первый выпуск вышел в 2024 году.

Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем.

Реализация проекта возможна за счет доходов, полученных от продажи путевок для туристических групп, от продажи выполненных в мастерской изделий.

Диалог с основателем

рогового промысла в Устьянщине

Александром Глинкиным:

- Здравствуй, Глинкин, как же так?

Делать рог ты был мастак.

Но прошли века и даты,

Рог красивый, где он, как ты?

Всё пропало: стул и стол,

Гребень в небытьё ушёл.

Кто продолжит диалог?

- Да, наверно, я бы мог.

Но усталость старых дней

Стала и меня сильней.

И поэтому, ребята,

Вновь скажу: наверно, хата

Не должна стоять с краЮ,

Вспомню молодость свою:

Жил тогда я в городах,

Где учился впопыхах,

И, от города устав,

Позабыв его Устав,

Возвратился я домой…

Дом Филисовом зовется,

Где живется и поётся…

Знать, прошли века, мой друг.

И историю, наверно,

Не вернуть на прежний круг.

Рог… изделий было много.

И немало было дел.

Колесили мы дороги,

Вот таков был наш удел:

Покупали панцырь, рог.

Продавали кто что мог.

Богатели и дружили,

В церковь изредка ходили.

Бог увидел наши дУши,

Что не бьем мы тут баклуши.

Бог порадовался нам,

Воздал сёстрам по серьгам.

Жаль, что нынче не у дел

Старый промысл – устарел.

Будем головы ломать,

Чтобы снова рог создать:

Чашки, ложки, поварёшки,

Гребешки, часы, сережки…

Всем по нраву будет рог –

Вот и весь мой сказ, сынок!

Записала Людмила Зарубалова

Поделитесь этой идеей!